Для современного человека фотография — это нечто привычное, обыденное и уже не вызывающее восторга. Однако в прошлых столетиях первые фотокарточки были сродни магии и приводили окружающих в удивление. С тех пор фотография проделала огромный путь и получила большое количество разновидностей, начиная от пленочных и заканчивая цифровыми снимками. Как же и когда появилось фото, кто его придумал и какие ключевые моменты выделяют в его возникновении и развитии?
Еще до появления фотографии люди были знакомы с основополагающими принципами ее создания. Ученые умели проецировать изображения на бумажные листы с помощью так называемой камеры-обскура (в переводе с латинского языка «темная комната»). Устройство представляло собой закрытую коробку с небольшим отверстием с боковой стороны. В основе функционирования лежат законы оптики: свет, поступающий внутрь камеры-обскура, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности. По сути, это тот же самый принцип создания фото, использующийся в аналоговых фотоаппаратах, где с помощью встроенного зеркала картинка отзеркаливается и сохраняется на пленке.
Новый этап истории появления фотографии наступил после 1825 года. Именно в это время изобретатель из Франции Джозеф Ньепс получает с помощью камеры-обскура первый в мире снимок, изображающий вид из окна. Для ее создания ученый использовал оловянную пластину с нанесенным слоем «сирийского асфальта». Экспозиция заняла более 8 часов. После затвердевания битума снимок можно было покрыть чернилами для получения литографии. Однако главная сложность заключалась в том, что пластинки из металла были тяжелыми и дорогими в производстве.
Все изменилось, когда в 1839 году Джон Гершель вместо металлического негатива создал стеклянный. В этот же период был придуман термин «Фотография» (о греческого «свет» и «писать»). Процесс создания снимков с использованием стеклянных негативов стал проще, однако для массового распространения технологии было еще далеко.
Автор: Джозеф Ньепс
С 1829 по 1839 годы ученые старательно работали над получением более устойчивой картинки. Так, в качестве закрепителя изображения Луи Жак Манде Дагер использовал поваренную соль. Процесс получил название «дагеротипия». Его суть заключалась в том, что после выдержки в камере-обскура пластина подвергалась воздействию паров ртути, после чего помещалась в солевой раствор.
В это же время английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот разработал собственную технологию получения стойкого изображения, получившую название «калотипия». Однако из-за фактуры используемой бумаги, пропитанной хлористым серебром, качество снимка оставляло желать лучшего. По этой причине технология не прижилась.
Решающим этапом в истории создания первых фотографий стало решение использовать для подложки вместо стекла гибкий целлулоид. Так, в начале 20 века на смену фотопластинкам пришла рулонная и листовая пленка со специальной эмульсией.
Появление цветной фотографии волновало многих фотографов того времени. Еще Джозеф Ньепс пытался получить насыщенные снимки, учитывая свойства некоторых веществ менять пигменты под действием излучения. Также в этом направлении работал Александр Беккерель, который в 1849 году сумел добиться яркого цветного изображения. Однако сложность была в том, что при прямом освещении снимок быстро выцветал.
Первая цветная фотография, датой появления которой принято считать 1861 год, сделана шотландским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом и носит название «Тартановая лента». Как же придумали насыщенное фото? В основе методики цветопередачи лежит теория о том, что свет при прохождении через человеческий глаз разделяется на три составляющих. Они по отдельности регистрируются и объединяются в полноценное изображение. Однако используемые в то время фотоматериалы не были чувствительны к красному, желтому и зеленому свету и позволяли фиксировать только сине-фиолетовую составляющую спектра. Эту погрешность исправило открытие явления спектральной сенсибилизации, сделанное в 1873 году фотохимиком Германом Фогелем, которое предполагало использование веществ, способных повышать чувствительность к длинноволновым участкам спектра. А сами сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной, изобрел Адольф Мите.
Автор Джеймс Клерк Максвелл
В 1880 году в Америке открывается «Компания сухих пластинок Истмена», занимающаяся продажей материалов для создания фотографий. А уже в 1888 году она была переименована и получила привычное нам название KODAK. К слову, в этом же году они выпустили первый фотоаппарат.
С начала 20-го века стали развиваться растровые методы цветной фотографии, позволяющие фиксировать разные составляющие спектра. Так, уже в 1907 году в свободную продажу поступили фотопластинки «Автохром» братьев Люмьер, позволяющие делать пигментированные диапозитивы. Примерно в это же время русский фотограф Сергей Прокудин-Горский, объездив всю Российскую Империю, создает самую масштабную на тот момент коллекцию цветных фотокарточек.
Одной из главных вех в истории возникновения и развития фотографии стало решение проблемы тиражирования снимка, изготавливающегося в единственном экземпляре. Неограниченное количество копий с одного негатива можно было получить при использовании калотипии. Однако из-за дороговизны методики от ее применения быстро отказались. Эффективным решением стало тиражирование изображений с помощью типографского клише. Фотография использовалась в газетах и журналах, однако позволить себе подобное могли далеко не все издания. Благодаря усовершенствованию цинкографии и использованию растровых методов удалось тиражировать даже фото с невысоким качеством. Появление способов создания цветной фотографии привело к развитию и распространению иллюстрированных изданий.
Моментальное фото — это изображение на пленке, полученное в течение нескольких минут без обработки в фотолаборатории. Первый патент на камеру, способную создать подобный снимок, получен еще в 1923 году. После 40-х годов устройства для моментального фото начинают выпускаться по всему миру. Появление первых быстрых фотографий и возможность распространения фотокамер перевернули фотоискусство с ног на голову. Популярность устройств была обусловлена простотой использования и возможностью получить снимок без необходимости работы в фотолаборатории. Однако из-за низкого качества изображения фотокарточки использовались исключительно для любительских целей.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Появление камер моментальной печати Fujifilm Instax стало огромным скачком вперед в развитии фотографии. Модели линейки позволяют создавать четкие, насыщенные и атмосферные фотокарточки менее чем за 20 секунд (вспомним самую первый снимок в мире, созданный более чем за 8 часов, и ужаснемся разнице!)
Отдельно стоит сказать о цифровой фотографии, которая на данный момент является венцом фотоискусства. Самый первый электронный снимок был получен в 1957 году. Примечательно, что первая цифровая камера появилась только спустя 20 лет.
Современные фотографы создают свои шедевры с помощью профессиональных камер, в основе которых лежит идея фотоэлектрического преобразования. Проще говоря, после поступления света через объектив происходит их превращение в электрические сигналы. Встроенные датчики измеряют уровень яркости, цвета, контрастности и т. д. Фактически, любая фотография — это набор числовых параметров, описывающих характеристики каждого пикселя.
История возникновения и развития фото привлекает к себе многих фотолюбителей, поскольку позволяет проследить как менялось представление о снимках, методах создания и хранения. Стоит отметить, что с появлением цифровых фотоаппаратов любовь к пленочным фото не исчезла. Кроме того, некоторые фотографы повторяют опыт предшественников и даже создают собственные камеры-обскура. И это, по мнению ученых, настоящий парадокс. Однако те, кто успел поработать и с тем и с другим оборудованием, знают, в чем разница. Как отмечают фотографы, пленочное фото наполнено неповторимой атмосферой и настроением и для многих связано с приятными моментами из детства.